Презентация к лекции часть 1 часть 2

Практические занятия

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Растолкуйте понятие «модель экономического человека».

  2. В чём состоит проблема рациональности поведения человека в экономической теории?

  3. Что такое «рациональная парадигма» в экономической теории?

  4. Каковы факторы, определяющие иррациональное поведение человека?

  5. Какие теории мотивации трудовой деятельности вы можете назвать?

  6. Что собой представляют транзакционные издержки? Какова их структура?

  7. Как понимали слово «экономика» учёные Древней Греции?

  8. Какая существует взаимосвязь экономическая теория и развитие общества? На примере отдельных школ и направлений экономической науки покажите её связь с экономической и политической жизнью общества. (Вопрос для обсуждения)

  9. С какими функциями экономической теории связан её позитивный и нормативный характер?

  10. В чем вы видите связь между экономической теорией и экономической политикой?

  11. Почему знание экономической теории необходимо экономисту-практику? (Вопрос для обсуждения)

  12. Какова роль потребностей в жизни людей? Перечислите и сгруппируйте по видам ваши собственные потребности.

  13. В чём Вы видите причины изменения потребностей?

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Способы расширения границ КПВ в теории и на практике.

2. Концепция экономического человека: коррективы временем.

3. Необходимость экономической теории для экономической политики.

проверь себя: тест

 

  1. Какая из нижеперечисленных школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:

а) маржинализм

б) физиократы

в) английская классическая политическая экономия

г) меркантилизм

д) кейнсианство

е) институционализм

ё) монетаризм

2. Какая из школ экономической теории была первой научной школой в истории экономической мысли:

а) марксизм

б) меркантилизм

в) кейнсианство

г) классическая политэкономия

д) физиократы

е) институционализм

ё) маржинализм

ж) поведенческая экономика

 

3. В чём заключается различие законов природы и общества?

а) являются вечными

б) носят объективный характер

в) носят исторически приходящий характер

г) не зависят от деятельности людей

д) проявляются через экономическую деятельность людей

 

4. Какое из определений, на Ваш взгляд, наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:

а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;

б) это наука о мотивации поведения человека в экономической сфере;

в) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ;

г) это наука о путях роста богатства общества;

д) это наука о наиболее общих принципах экономического выбора в условиях ограниченности экономических ресурсов;

е) это наука о системе производственных отношений в их историческом развитии;

ё) все ответы частично верны, но ни один из них не определяет предмет полностью.

 

5. Прокомментируйте слова Карла Маркса: “При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции”

 

6. Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при следующем условии:

а) при неполном использовании трудовых ресурсов

б) при полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии

в) при изменении количества применяемых ресурсов.

Прокомментируйте Ваше мнение.

 

7. Если экономика движется во времени по выпуклой кривой производственных возможностей вправо и вниз, то это означает, что:

а) альтернативные издержки снижаются

б) альтернативные издержки увеличиваются

в) альтернативные издержки постоянны

г) недостаточно данных для правильного ответа.

 

8. Продемонстрируйте на примере категории «экономические потребности» использование научных методов индукции и дедукции, анализа и синтеза.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. В чём состоит сущность причинно - следственного подхода, используемого при изучении экономических явлений и процессов? Приведите пример.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Положительная наука, - писал Дж. М. Кейнс, - может быть определена как совокупность систематических знаний, относящихся" (продолжите):

а) к тому, что есть;

б) к тому, что должно быть;

в) к положительным тенденциям в экономическом развитии;

г) к оценочным суждениям.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  1. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории (очерк истории западной экономической жизни). М.: Наука, 1993 – 176 с.

  2. Арутюнова Г.И. Экономическая теория для студентов технических вузов. Учеб. – М.: Международные отношения, 2003 – 368 с.

  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учеб. – М.:Юрайт., 2005 — 399 с.

  4. Введение в рыночную экономику: Уч.пос. / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. М.: Высшая школа, 2004 — 447с.

  5. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Уч.пос.– СПб.: Питер,2008.480 с.

  6. Капаца Ю. Кризис эпохи гламура. М., Альпина Паблишерз, 2009 - 274 с.

  7. Койл Д. Секс, наркотики и экономика. Нетрадиционное введение в экономику. - М.: Альпина, 2009 – 368 с.

  8. Красникова Е.В. Парадоксы экономического развития России ХХ-XXI веков. – М.: Экономика, 2009, 327 с.

  9. Красникова Е.В. Экономика переходного периода.- М.: Омега-Л, 2009. – 296 с.

  10. Курс экономической теории: Учеб. /Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой Е.А. - 6-е изд., исправ. и доп.– Киров: АСА, 2011– 848 с.

  11. Лесных В.В. Ильяшенко В.В. Институциональная экономика.: Учеб. пособие, УРГЭУ – Екатеринбург: Из-во УРГЭУ. 2009 – 330 с.

  12. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учеб.– М.: ИНФРА-М., 2011 – 972 с.

  13. Мэнкью Грегори Н. Принципы экономикс. Учеб – Санкт-Петербург, Питер, 2006, – 624 с.

  14. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для студентов вузов. – М.: НОРМА, 2008 – 572 с.

  15. Пол Хейне. Экономический образ мышления. М.: Новости, 1997. – 704 с.

  16. Сажина М.А. Экономическая теория: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005 - 456 с.

  17. Смит Д. Бесплатный обед. Удобоваримые экономические идеи, или почему не бывает бесплатных обедов. - М.: Олимп Бизнес, 2007 – 279 с.

  18. Тутов Л.А., Шаститко А.Е. Предмет и метод экономической теории. Материалы к лекции. М.: Теис, 1997. М.: ТЕИС, 1997 –65 с. .

  19. Уилэн Ч. Голая экономика. Разоблачение унылой науки. – М.: Олимп Бизнес, 2008. 368 с.

  20. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Учеб. М.: Дело ЛТД. 2006. – 864 с.

  21. Экономическая теория : Учеб. / Под ред. АИ. Архипова. С.С. Ильина – М.:ТК Велби, Из-во Проспект. 2010 – 608 с.

  22. Экономическая теория : Учеб. / Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П.Ньюиена. – М.: ИНФРА-М, 2007.

  23. Экономическая теория: Учеб. / Под ред. В.Д. Камаева. – М.:ВЛАДОС, 2003. — 592 с.

 

Сборники задач, методические руководства

 

1. Макаров В.Л. Справочник экономического инструментария. -М.: Экономика, 2003.

2. Микро (макро) экономика: Практикум (задачи, тесты, ситуации). СПб.: АО «Литера - Плюс» «Санкт-Петербург оркестр» , 1994.

3. Мицкевич А. Сборник заданий по экономике. М.: Вита – пресс, 1996.

4. Сборник задач по микроэкономике / Под ред. Р.М. Нуреева.-М.: НОРМА, 2003.

5. Сборник задач по экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика / Под ред. М.Н. Чепурина .- Киров: АСА, 2005.

 

Работы преподавателей кафедры:

 

1. Введение в экономическую теорию: учебное пособие/Е.Б. Бедрина, О.А. Козлова, Т.А. Саламатова, А.В. Толпегин. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. 210 с.

2. Введение в экономическую теорию: учебное пособие / Г. И. Столярова, В. В. Голубина. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2004. - 42 с.

3. Намятова Л. Е. Термины рыночной экономики: Соврем. слов.-справ. делового человека / Л. Е. Намятова; Науч. Ред. В. В. Семененко; Урал. гос. техн. ун-т - УПИ. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2003. - 108 с.

 

"Основы экономики". Учебно-методический комплекс для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению "Экономика"

 



Создать бесплатный сайт с uCoz