Презентация к лекции


Практические занятия

ЗАДАЧИ

 

1. Кривая спроса на стулья описывается уравнением QD = 600 , а кривая предложения стульев Qs = 300 + 4р. Определить равновесную цену и равновесный объём продаж. Если местными органами власти установлена фиксированная цена на один стул в 10 ден. ед., что возникнет на рынке (дефицит, излишек), на какую величину?

 

2. Радиоэлектронная фирма разработала новый усилитель, который значительно улучшает качество записанного звука и стремится скорее продать его меломанам. Минимальная цена, за которую может быть продано новое устройство 6000 ден. ед., Предполагая, что максимальная цена, которую любой покупатель заплатил бы за эту новинку 5000 ден. ед., нарисуйте кривые спроса и предложения. Каков равновесный объём товара? Каким образом совершенствование технологии производства улучшит рыночные перспективы устройства?

 

3. Определить коэффициент перекрёстной эластичнocти спроса на товар Y по цене товара Х, если известно, что при цене товара Х, равной 40 ден. ед., объём спроса на товар Y – 200 шт., а при цене товара Х, равной 70, объём спроса на товар Y – 140 шт. К какой группе товаров относится данный то- вар?

 

4. Продукция на рынке продаётся тремя производителями; функции предложения каждого были следующими: Q1s = –6 + 2Р; Q2s = –15 + 3P; Q3s = 5Р.

Определить отраслевую эластичность предложения по цене, когда цена на рынке будет равна 4,5 ден. ед.

 

5. На рынке есть три покупателя со следующими функциями спроса:

Q1= (5M1+24)/P

Q2=(3M2+20)/P

Q3=(7,5M3+30)/P

где Mj доход i-гo покупателя.

Построить на одном и том же рисунке функции рыночного спроса при изменении цены от 10 до 20

ден. ед. для случаев:

а) когда все покупатели имеют одинаковый доход по 50 ден. ед.;

б) когда в пределах той же общей суммы доходы покупателей дифференцированы следующим образом: М1 = 20; М2 = 50; М3 = 80.

 

6. Бадарчи покупает только три вида товаров: хлеб, колбасу и молоко. На хлеб он тратит 20 %, на колбасу 50 % и на молоко 30 % своего дохода. Определить эластичность спроса Бадарчи на молоко по доходу, если известно, что его эластичность спроса по доходу на хлеб равна –1, а на колбасу +2.

       7.

 

Цена за 1 билет(руб.) Объем спроса на
билеты (тыс. шт.)
Эластичность спроса
по цене (точечная)
Выручка продавцов
билетов (тыс. руб.)
22,50 10

 

 

20,00 20

 

 

15,00 40

 

 

12,50 50

 

 

10.00 60

 

 

5,00 80

 

 

2.50 90

 

 

1,00 96

 

 

0 100

 

 

Используя эти данные:

а) постройте график спроса на билеты на хоккейный матч;

б) рассчитайте точечную эластичность спроса по цене и заполните полученными результатами третью колонку таблицы;

в) покажите на графике спроса область эластичного и неэластичного спроса, а также спрос с единичной эластичностью;

г) рассчитайте величину общей выручки продавцов билетов при каждой возможной цене и заполните четвертую колонку таблицы;

д) постройте график общей выручки продавцов в координатах: количество проданных билетов (на оси абсцисс) и величина общей выручки (на оси ординат);

е) сопоставьте этот график с графиком спроса и проанализируйте зависимость между изменением цены и выручки продавцов при эластичном и неэластичном спросе;

ж) если вместимость стадиона составляет 100 тыс. мест, то посоветовали бы вы организаторам матча полностью заполнить стадион? Если нет, то какое количество билетов вы бы посоветовали продать? Почему?

Предполагается, что все билеты продаются по одной и той же цене независимо от качества места на стадионе.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.Способы измерения спроса на практике

2.Модель спроса и предложения на практике (исследование экономической ситуации для конкретного блага

3.Ценовая политика фирм и эластичность

4.Государственная политика и эластичность

5.Феномен Гиффена в примерах

6.Нефункциональный спрос и его место в рыночной деятельности фирм

7.Эффект замещения в примерах

8.Исследование рынка комплиментарных благ

9.Исследование рынка субститутов

10.Воздействие на спрос со стороны фирм

11.Факторы спроса: теория и практика

12.Факторы предложения: теория и практика

13.Проблема рыночного равновесия

14.Рыночное вмешательство государства в свете теории спроса и предложения

15.Ценовые ожидания потребителей как фактор спроса

проверь себя: тест

1. На какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей:

a) товары первой необходимости

b) товары с единичной эластичностью спроса

c) товары низкого качества

d) предметы роскоши

2. Закон предложения выражает:

a) обратную связь между ценой и количеством продаваемого товара

b) прямую связь между ценой и количеством продаваемого товара

c) связь между эластичными и неэластичными товарами

d) меру эластичности каждого товара

3. Если для товара А величина спроса растет вместе с ростом цены, то товар А является:

a) обычным товаром

b) малоценным товаром

c) товаром Гиффена

4. Изменение цены товара вызывает:

a) эффект Гиффена

b) эффект дохода

c) эффект замещения

5. Эффект увеличения спроса из-за того, что другие люди не потребляют этот товар - это:

a) эффект дохода

b) эффект замещения

c) эффект присоединения к большинству

d) эффект Веблена

e) эффект сноба

  6. Пусть Х,Y – взаимодополняющие комплиментарные) товары При увеличении цены товара Х спрос на товар Y:

a) увеличится

b) снизится

c) не изменится

d) возможен любой из вариантов

  7. Товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения – это:

a) товар Гиффена

b) субституты

c) малоценные товары

d) обычный товар

e) ценные товары

f) взаимодополняемость благ

  8. Изменение структуры потребления соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров доля изменения величины спроса на подешевевший товар, вызванная замещением этим товаром других благ – это:

a) эффект Веблена

b) эффект присоединения к большинству

c) эффект дохода

d) эффект сноба

e) эффект замещения

9. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый, вызовет:

a) увеличение объёма спроса на второй товар

b) падение величины спроса на второй товара

c) рост величины спроса на второй товар

d) падение спроса на второй товар

  10. Снижение цены одного товара при неизменности цен остальных товаров:

a) увеличивает и денежный, и реальный доход потребителя

b) увеличивает реальный доход потребителя при неизменном денежном доходе

c) увеличивает денежный доход потребителя при неизменном денежном доходе

d) никак не влияет ни на реальный, ни на денежный доход потребителя

  11. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене больше нуля, то товары являются:

a) независимыми

b) нормальными

c) взаимозаменяемыми

d) взаимодополняющими

  12. Эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие – это:

a) эффект Веблена

b) эффект дохода

c) эффект сноба

d) эффект замещения

e) эффект толпы

  13. Рыночный спрос не испытывает влияния:

a) цен на взаимосвязанные товары

b) доходов потребителей

c) цен на ресурсы

d) численности покупателей

  14. Эффектом замены называют:

a) изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе

b) изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительных цен

c) изменение объема спроса, вызванное изменениями реального дохода и относительных цен товаров при неизменности номинального дохода

  15. Каким образом строится линия рыночного спроса при наличии данных о спросе индивидуальных потребителей:

a) путем суммирования объемов спросов при каждой цене

b) берется максимальный спрос одного из потребителей

c) как среднее арифметическое индивидуальных спросов

d) путем суммирования цен при каждом объеме

  16. Коэффициент ценовой эластичности спроса равен - ½. Это означает:

a) если цена товара вырастет на 1%, то спрос на него сократится на ½ %

b) если цена товара снизится на 1%. То спрос на него увеличится на 2%

c) если цена товара вырастет на 1%, то спрос на него увеличится на ½ %

d) если цена товара снизится на 1%, то спрос на него уменьшится на 2%

  17. Совершенствование технологии сдвигает:

a) кривую спроса вниз и вправо

b) кривую предложения вверх и вправо

c) кривую спроса вверх и вправо

d) кривую предложения вниз и вправо

  18. В каком из следующих примеров происходит «изменение объема спроса»

a) парикмахер повышает цену за стрижку волос и поэтому число его клиентов сокращается

b) цена на «Toyota» увеличивается, и следствием этого оказывается увеличение объема продаж модели «Chevrolet»

c) доходы населения возрастают, в результате увеличивается объем продаж ювелирных изделий

  19. Перекрестная эластичность спроса характеризует реакцию:

a) цены одного товара на изменение цены другого товара

b) величины спроса одного товара на изменение цены другого товара

c) величины спроса одного товара на изменение спроса на другое благо

d) цены одного товара на изменение предложения другого блага

  20. Излишек потребителя — это сумма денег:

a) которая не нужна потребителю

b) которую потребитель желает отдать тем фирмам-производителям, у которых наиболее высококачественная продукция

c) которую государство забирает у потребителя при помощи налогов

d) которую выигрывает потребитель из-за разницы между ценой, которую он готов уплатить, и рыночной ценой

  21. Товар можно отнести к качественным, если:

a) перекрестная эластичность спроса по цене равна 0,2

b) эластичность спроса по доходу равна 1,5

c) перекрестная эластичность спроса по цене равна - 0,7)

d) прямая эластичность спроса по цене равна 1,2

e) эластичность спроса по доходу равна - 0,4)

  22. Ценовая эластичность спроса будет выше:

a) чем менее необходим товар потребителю

b) чем больше альтернативные издержки производства товаров

c) ни в одном из перечисленных случаев

d) на товары первой необходимости, чем на предметы роскоши

e) в тех случаях, когда потребители используют данный товар с наибольшей пользой для себя

  23. Доля изменения величины спроса на данный товар, вызванная изменением реального дохода изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор – это:

a) эффект сноба

b) эффект замещения

c) эффект дохода

d) эффект толпы

e) эффект Веблена

  24. Эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую а не более низкую) цену – это:

a) эффект сноба

b) эффект Веблена

c) эффект замещения

d) эффект присоединения к большинству

e) эффект дохода

  25. Когда цена товара увеличивается, эффект замещения означает:

a) снижение потребления данного товара и увеличение потребления других товаров

b) снижение потребления данного товара и никаких изменений в потреблении других товаров

c) снижение потребления данного товара и других товаров

d) повышение потребления данного товара и снижение потребления других товаров

  26. Если рыночная цена ниже равновесной, то:

a) формируется рынок покупателя

b) возникает дефицит товаров

c) появляются избытки товаров

d) падает цена ресурсов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. Курс экономической теории: учебник /Под  ред. М.Н. Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров: АСА, 2007. Гл.5, § 7, 8.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Пер. с 13-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 1999. - XXXIV, Гл. 3, Г. 20.

3. Михаилушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика: Учеб. для техн.  вузов. М.: Высш. шк., 2004. Гл.1, §1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9.

4. Нуреев Р.М.: Основы экономической теории: Микроэкономика: Учеб. для вузов.-М.:Норма, 2009. Гл.3.

5. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов / Под ред. В.Д. Камаева. – 12-е изд. – М. : гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС, 2006. Гл. 5.

6. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. М.: «Дело ЛТД», 1995. Гл. 3

"Основы экономики". Учебно-методический комплекс для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению "Экономика"

 



Создать бесплатный сайт с uCoz